Профессор РАН Кирилл Зыков отметил, что у 80 % пациентов встречается как минимум один симптом постковида. Одышка на первом месте среди респираторных симптомов и появляется даже у тех пациентов, которые не испытывали проблем с дыхательной системой до болезни.
В 50% случаев одышка продолжается даже через год после COVID-19. Кашель остается у 20% пациентов, дискомфорт и боль в груди — у 16. Профессор РАН подчеркнул, что легочный фиброз развивается только у 5 % пациентов. К сожалению, часто рентгенологи делают ошибку в заключении — изменения на КТ легких принимают за фиброз. Большинство изменений уходят самостоятельно во время постковидного синдрома, а через полгода нормализуется картина КТ.
Кирилл Зыков объяснил, что важно обращать внимание на диагностику. Пациенты должны проходить не только спирометрию, но и исследование диффузионной способности легких. Это самый чувствительный параметр в плане оценки одышки.
Через четыре месяца после болезни COVID-19, уменьшается количество кислорода, которое проникает в кровь. У тяжелых пациентов этот параметр не возвращается к исходному. Если больной находился дома и мало двигался, то симптоматика снижается. При движении одышка снова возрастает. Профессор рекомендовал проводить тест физической нагрузки и проверять данные в течение времени.
Симптомы и характеристика постковидного синдрома зависят от варианта SARS-COV-2. Это выяснили, когда измеряли давление в легочной артерии у пациентов во время первой, второй и третьей волны COVID-19. Реабилитация улучшалась во время второй волны, но замедлилась во время третьей. Влияние штампа на омикрон пока выясняют. Воспалительные статусы могут привести к хроническим постковидным симптомам. Пациенты со стойкими респираторными симптомами также должны проходить программу реабилитации. Специалисты РАН советуют включать антиоксидантные препараты в алгоритм ведения пациентов с COVID-19.